Ретро-ралли | Богемская Патина

Текст
Денис Бочаров
Фото
Денис Бочаров

8 Ноября 2018, 16:59

Олдтаймеры – самые настоящие машины времени, которые могут перенести тебя хоть на десять, хоть на сто лет назад. Достаточно захлопнуть дверь, включить зажигание, и путешествие во времени началось!

Получив краткую вводную по алгоритму включения передач, работе «дворников», указателей поворота и строгий наказ не превышать скорость, я постарался собраться с мыслями в напряженном ожидании старта. Спустя пару минут на линии появилась симпатичная пани со стартовым флагом-триколором в руках. Отмашка, оглушительный выстрел из выхлопной трубы нашей старушки 1201-й, облако сизого дыма – и классическое ралли «Шкода-2018» началось.

Самому участвовать в подобных соревнованиях всегда очень тревожно: вдруг что-то сломаешь, не так переключишь или, не дай бог, зацепишь сверкающим старинным лаком раритетным крылом какой-нибудь забор – как потом расплачиваться, ведь старые машины стоят кучу денег! И сердце мое колотилось, когда я сжимал светло-желтый руль самой пожилой дамы ралли – «Шкоды 1201» 1954 года рождения. Это была усовершенствованная версия первого послевоенного автомобиля марки, 1200-й, спроектированной инженером Йозефом Велебным. В конце 40-х перед конструкторами «Шкоды» стояла непростая задача: необходим был современный автомобиль, отвечающий стандартам того времени – несущий цельнометаллический кузов, независимая подвеска, – но средств в послевоенной Чехословакии катастрофически не хватало. Поэтому за основу взяли довоенную «Шкоду 1101/1102 Тудор», кузов которой покоился на раме-трубе с карданом внутри. Но из-за возросшего веса стального кузова и нового салона раму пришлось значительно усиливать, а подвеска подверглась глубокой модернизации.

Каждый разгон до четвертой передачи давался моей «Шкоде» очень тяжко. Двигатель упорно не хотел тянуть. Складывалось впечатление, что добрая половина табуна уже сгинула за 63 года жизни автомобиля, а те, кто остался, вероятнее всего, находятся при смерти. Да и тогда, в середине 50-х, их было немного. В 1954-м в конструкцию довоенной 1,2-литровой «четверки» в 36 л.с. внесли ряд технических изменений. Модернизи-ровали головку блока, с 6,5 до 7,1 увеличили степень сжатия, установили современный карбюратор «Йиков», что в свою очередь потребовало нового впускного коллектора и новой выпускной системы. Мощность возросла до 45 сил, полуторатонную машину они разгоняли аж до… 105 км/ч. Выпивая при этом 8-10 л на «сотню». Понятно, что ждать от такого мотора резвого разгона не приходилось. И все же, несмотря на почтенный возраст и внушительный пробег, завелся двигатель с пол-оборота и работал стабильно, лишь изредка подтраивая из-за небольших пропусков зажигания.

А вот мои отношения с 4-ступенчатой коробкой передач (у нее были синхронизаторы на трех высших передачах – тогдашний хай-тек!) обстояли куда хуже. При трогании с места по кузову пробегала чудовищная дрожь – справляться с этим недугом я научился быстрым переходом на вторую. А при чуть более активном переключении с 3-й на 4-ю коробка издавала душераздирающие звуки. От каждого такого звука лицо владельца «Шкоды», пана Михала, то зеленело, то бледнело от гнева. «Лехчи, лехчи, лехчи…» – умолял меня чех. Оставалось только извиняться и делать так, как подсказывает инструктор. «Виценеж – больше, больше!» – никак не унимался чех, переходя с родного на великий и могучий. Больше, так больше. И я сильнее утапливал педаль газа перед тем, как переключиться на повышенную. Двигатель неистово ревел, отдавая последние соки.

Наставления пана Михала попали на благодатную почву, и минут через двадцать, весь мокрый от напряжения и с дикой болью в фалангах пальцев, я, как заправский шофер, довольно споро орудовал смонтированным на рулевой колонке рычагом переключения передач. Я уже понимал, за сколько метров до виража нужно сбросить газ и начать оттормаживаться, чтобы автомобиль смог войти в поворот. «Добже! – улыбался довольный инструктор. – Добже!»

Участники классического ралли «Шкода-2018»

Проехав добрую половину пути, мы с паном Михалом разговорились о житье-бытье владельцев ретро-техники в Чехии. Оказывается, притащить, зарегистрировать, ремонтировать здесь такие машины не проблема: «Вот совсем недавно привез я из-за океана «Понтиак Каталина» 1969 года, заплатил за нее примерно полмиллиона крон (это 1,4 млн руб.) – и это уже со всеми справками, разрешениями, специальными номерами для ретро-машин. Теперь катаюсь в свое удовольствие. Если лень заниматься поисками самому, можно слетать в любую скандинавскую страну и купить машину там. Эти ребята знают толк в «американцах»!»

Перевернутая буква «Н» Ручная 4-ступенчатая коробка работает по схеме перевернутой буквы «Н». Первая – на себя вверх, вторая – вниз, третья – от себя вверх, четвертая – вниз. Реверс – на себя до конца и вверх

У нас в России ездить в удовольствие получится только у очень богатых людей – огромные ввозные пошлины, растаможка и прочее, прочее, прочее. Раньше можно было привезти автомобиль как культурную ценность, правда, ездить на нем каждый день нельзя. Конечно, и наши чиновники понимают, что любой старый автомобиль – часть истории, а историю надо знать. Да и кто в трезвом уме будет на таком дредноуте колесить каждый день? Один расход топлива… А какой, кстати?

«У моей «Каталины»? – переспрашивает пан Михал. – Ого-го, без штанов оставит! В моем гараже есть куда более практичные машины. Ваша «копейка» есть, 21-я «Волга», но мои любимые – наши родные «Шкоды». Вот даже взять хотя бы эту, 1201-ю. Металл такой, что сто лет ржаветь будет и не проржавеет! Ремонтировать можно с помощью отвертки и молотка, а выпущено их было под триста тысяч, так что проблем с запчастями не будет еще лет 70».

«А что, до Киева твоя «Шкода» доедет?», – спрашиваю. Но Михал не ответил, видимо, «Брата-2» не смотрел. А я, пристально осмотрев 1201-ю после финиша, могу утверждать: что там до Киева, до Сан-Франциско и обратно «Шкода» доехать смогла бы.

Правдами и неправдами, под веселую канонаду из выхлопной трубы, старенькая 1201-я без единой поломки одолела 160-километровый маршрут. Она не глохла и не перегревалась на крутых подъемах, подвеска исправно отрабатывала неровности проселочных дорог Богемии. Вот только рулем, то ли из-за расхлябанного механизма, то ли из-за убитых амортизаторов, приходилось работать слишком активно. Но это пережить можно.

Источник: automobili.ru

Ещё новости

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.