Москва — Дакар. Часть 1

Текст
Алексей Мочалов
Фото
Алексей Мочалов

29 Апреля 2019, 14:18

Плачете о безвременно почившем в бозе «Дакаре»? Не увидели долгожданной январской трансляции? Скучаете по пескам Мавритании? Считаете, что во всем виноват Саркази и мавританские сепаратисты? Мы пересекли Европу и часть Африки, чтобы проехать по следам несостоявшегося рейда, и расскажем о вкусе устриц…

Еще в самом начале зимы Алексей Мень-шенин, организатор ежегодного пробега Saharachallenge, пригласил меня проехать весь маршрут и поведать миру, что же это такое – Африка. Долго упрашивать не пришлось. Суть мероприятия привлекательная. За основу взят известный английский пробег Плимут–Дакар и реализован на российский манер. Собираются единомышленники на машинах, которые не жалко выбросить, и едут через Европу на Черный континент до Гамбии – единственной страны в Северной Африке, где можно официально продать автомобиль местному населению и оттуда вернуться домой на самолете. Планировалось, что основной автопарк пробега – отечественные «Нивы». Однако перед стартом выяснилось, что большинство заявившихся экипажей предпочло комфорт экстриму и приобрело в Европе вполне приличные автомобили. Настоящих же патриотов отечественного автопрома из тринадцати экипажей оказалось всего четыре!

«В последний путь» наш ВАЗ-2102 отправился по трассе Москва–Питер

Участники из разных городов и даже стран должны были самостоятельно прибыть к 1 февраля в испанский город Тарифа и оттуда уже следовать до Гамбии единым конвоем. В африканском «меню» были и города, и национальные парки, и Сахара, и перегоны по спецучасткам ралли Париж–Дакар минувших лет. Так что все стремились к заветному парому через Гибралтарский пролив в предвкушении чего-то удивительного и незабываемого. Подогревало интерес и ощущение неизвестности и возможной опасности, ведь месяцем ранее отменили юбилейный тридцатый «Дакар» из-за неспокойной обстановки в Мавритании, через которую пролегал наш путь.

«ДВУШКА»

Меня, журналиста внедорожного журнала, «разжаловали» в экипаж заднеприводного автомобиля! Причем какого! Легендарная «копейка» в кузове универсал, ВАЗ-2102, я на таком раритете даже в детстве не ездил. А тут, на этом «ведре», да в Африку!? А как же пески?

Кузов «универсал» позволил везти не только свои вещи, но и бивуачное снаряжение, аварийный запас запчастей, лопаты, и даже целую коробку контрафактных CD-дисков с хитами русской эстрады в качестве сувениров для африканской молодежи и полицейских

Одна из причин поездки на обычных моноприводных «жигулях» – их более высокая надежность и неприхотливость. Ясное дело, автомобиль был уже не сильно крепкий, и вдохновить его на такое непростое путешествие могли только ласка и разно-образные подарки. Провели ревизию подвески и тормозов, усилили лонжероны. Для пущей красоты обновили лакокрасочное покрытие и сделали «дизайнерскую» раскраску, причем безо всякой печки, прямо в гараже при -20°С, используя лошадиные дозы отвердителей. В итоге на подготовку к европейско-африканскому вояжу затрачено 4500 руб., на чем и решили остановиться.

С владельцем «двушки» и своим будущим попутчиком я познакомился вечером накануне отъезда и узнал лишь, что его зовут Стас, а в Сети он известен как «Зоркий Сокол». Машина – цвета хаки, с крышей цвета молодого цыпленка, уже загружена шмурдяком и запчастями до потолка. Этого было достаточно, чтобы поверить в успех нашей кампании и со спокойной душой выложить из рюкзаков все припасенные на случай атомной войны, песчаной бури и вселенского потопа лишние вещи – ведь для бедного журналиста места осталось совсем немного. Следующим утром я буквально с одной барсеткой уехал в Африку… Автомобиль был явно рад тому, что с ним произошло на старости лет, и бежал в сторону финской границы удивительно резво.

СКАНДИНАВИЯ

Наша «ласточка» притягивала всеобщее внимание. Нам рукоплескали, показывали поднятые вверх большие пальцы, что-то вос-торженно кричали. На редких остановках, когда мы отходили от машины, с ней фотографировались туристы и местные жители, рассматривали ее кривоватый силуэт, трогали руками и пытались прочесть украшающие борта русскоязычные надписи.

В Финляндии «жигуленок» начал чихать, кашлять и не так шустро бегать. Приказала долго жить контактная группа в трамблере. К счастью, запасных деталей припасли много. Окончательно же от хвори помог местный бензин с запахом микстуры.

А вскоре начался последний на нашем пути снегопад, и, пробираясь местными дорожками из Хельсинки в порт Турку, откуда предстояло переправиться на пароме в Швецию, мы испытали массу острых ощущений, особенно я, выполнявший роль штурмана. Машина и так достаточно плохо держала прямую, а по снегу, на заднем приводе, да еще на не самых хороших шинах и вовсе «стоять» на дороге не хотела. Один раз нас чуть не выкинуло с дороги, мы даже рулили в четыре руки – усидеть в бездействии мне не удалось.

Последний снег в своей жизни наш «жигуленок» видел в Скандинавии. Даешь каждому автомобилю достойную старость в теплых странах!

Паром через Ботнический залив идет ночь – этакая передвижная гостиница. Номер, конечно, без претензий на роскошь, но с радио. Обнаружив его, я первым делом жмакнул по красной кнопке и откинулся в ожидании эффекта на подушку… Из динамика раздался немного беспокойный, но милый женский голос… Оказалось, я нажал на кнопку Emergency («Аварийная ситуация»).

Легенды и мифы о повальном пьянстве европейцев на паромах – чистой воды правда. Утром в проходах валялись рваные бейсболки, у лифта отдыхал живописный чернокожий гражданин с банкой джина, а романтично настроенная парочка на лестничной клетке, лежавшая прямо на ступеньках, явно не собиралась не только сходить на берег, но и пропускать пассажиров с чемоданами. О времена, о нравы!

Замок Кальмар в Швеции на берегу холодной Балтики

Двигаясь из Стокгольма вдоль побережья Балтики на юго-запад, мы не могли проехать мимо замка Кальмар, основанного в XIII веке для защиты от пиратов. Здесь долгое время была резиденция монарших особ Кальмарской унии, объединявшей Данию, Швецию и Норвегию. Затем замок служил пограничным форпостом и его стены помнят множество баталий.

Проезд из Швеции в Данию «по мостам» заслуживает отдельного рассказа. Открытый в 2000 г. грандиозный 16-километровый мост через пролив Эресунн соединяет шведский Мальме со столицей Дании Копенгагеном. Мы проезжали его под дождем со шквалистыми порывами ветра. Под нами бушевали свинцовые морские воды, а легковесный «жигуленок» так и норовило сдуть с проезжей части. Усугубляло ситуацию и то, что дождь и ветер били с моей стороны, вода лилась прямо на колени.

ГЕРМАНИЯ

Прибыв на сушу, на остров Зеландия, мы приняли решение не тратить время на прогулки под дождем, а прямиком двигаться в Германию, в легендарный Бремен, город из сказок братьев Гримм.

В немецком Бремене все напоминает о Бременских музыкантах

Мы были крайне удивлены, увидев в консервативной Европе знакомую до боли картину: «писающий мальчик» на обочине дороги. По ходу обсуждения местной распущенности и бескультурья случился примечательный диалог:

– О, смотри, они здесь гадят где попало!

– Еще и в шапке какой необычной! Ой, нет, в маске! Блин, это ж негр!

Знаки Military Loading Class действуют исключительно на транспортные средства министерства обороны Германии

Город Бремен – очень красивый и колоритный, исторический центр уютен и по-настоящему сказочен, и только вездесущий дождь не давал вдоволь насладиться его архитектурой и атмосферой. Однако в любом минусе есть свои плюсы: от осадков лучше всего скрываться в многочисленных ресторанчиках, чем мы и скрасили вечер после тысячекилометрового перегона в режиме нон-стоп. На ночлег встали в небольшой гостинице городка Олденбург, расположенного в стороне от Бремена, который на утро оказался также безумно красив, тих и патриархален. Немецкие деревушки очаровательны. Все домики один к одному, аккуратные, кирпичные, газоны стриженые, велодорожки ровненькие – просто загляденье! Красота в каждой мелочи, даже в сгнившей тыкве, забытой на ступеньках у двери.

В Европе в случае поломки сложно найти место для ремонта, да и с дороги съехать проблема

Когда же попадаешь в Нидерланды, разница с Германией видна невооруженным взглядом: все какое-то более убогое и неопрятное, хотя автобаны здесь даже лучше.

Очень понравилась Бельгия, в основном благодаря живописно вписанным в ландшафт городкам и деревушкам. Дороги же, напротив, здесь не далеко ушли от российских. Очень распространены придорожные кафе, где готовят снеки и шашлычки. Не сказать, что очень вкусно, но оригинально.

ФРАНЦИЯ

До столицы Франции мы не дотянули сотню километров, встав на постой в городе Лаон, кишащем кроликами, а следующим утром обнаружили, что тормозная жидкость, принявшаяся куда-то вытекать накануне, покидает гидросистему сквозь новый треснувший тормозной шланг, установленный перед отъездом… Где искать во Франции запчасти на ВАЗовскую «двушку»? Заехали в парочку магазинов, но нужные детали удалось найти лишь в каталогах. В наличии ничего похожего нет, да и общаться с французскими продавцами по-английски не многим результативнее, чем по-русски – не понимают ровным счетом ничего!

Франция помнит своих героев, памятники павшим – в каждом городке

В Париж мы все-таки заехали, и даже навестили Эйфелеву башню, у подножия которой не обнаружили ни матрешек, ни продавцов бейсболок и магнитиков на холодильник. Оказалось, что в столице моды коренных француженок не сыскать днем с огнем, все какие-то кудрявые и загорелые, разве что сумки на головах не носят.

Для туристов здесь полная беда с парковками – чтобы поставить машину, нужно где-то покупать специальную парковочную карту. Заниматься этим при двухчасовой экскурсии по городу желания не возникало, и мы оставляли машину на свой страх и риск: эвакуаторов на базе Toyota Land Cruiser 70-й серии снует по переулкам впечатляющее количество. В ходе поиска точек общепита, а, как следствие, и туалета, родился афоризм, характеризующий жизнь «дикого» туриста во Франции: «В этой стране негде поесть, а потому нельзя пить, так как не найти туалет, потому что негде поесть». Привычных каждому москвичу синих кабинок в Париже нет.

По архитектуре Франция – самая «древняя» из тех стран, что мы проехали. На многих домах налет старины, нет того лоска, который был в Скандинавии и Германии, но это наделяет небольшие городки особым очарованием, особенно вечером, когда закрываются на окнах ставни, а улицы заливаются дымом каминов. После 10 вечера на улицах ни души.

Уже на юге Франции в легендарном винодельческом Бордо мы впервые за всю поездку столкнулись с «автоматической» гостиницей, заселение в которую происходит через импровизированный банкомат. После оплаты номера пластиковой картой получаешь чек с кодом для «домофона» и беспрепятственно заселяешься.

ИСПАНИЯ

Вместе с Испанией начались и горы. К счастью, большинство хребтов пронизано тоннелями, и скорость движения остается вполне приличной. Страна – красоты неописуемой! Это уже настоящий юг, о теплой одежде можно забыть на будущие три недели.

В Мадриде останавливаться, несмотря на поздний час, не захотелось, какой-то неуютный город, и мы уже на втором дыхании доплелись до Толедо, где поселились прямо в центре в оригинальном отеле, выполненном в рыцарском стиле.

Найти бездорожье в Европе тяжело, но можно. Основное правило – как можно больше ездить огородами

Утром, как только рассвело, я ушел на полчасика побродить по старому городу и… потерялся! Улочки узенькие, петляют как попало, взбираются в гору, спускаются вниз, магазинчики и домики похожие… Назад возвращался по фотографиям, отматывая съемку в обратной последовательности.

Небольшие городки в Испании очень живописны

После обеда тронулись в Кордобу. Рассматривая удивительной красоты пейзажи южной страны, мы вдруг обнаружили в придорожном кювете обломки разбитого Opel Calibra. Шансы не велики, но решили проверить – не подойдут ли тормоза от спорткара на нашу «классику». Каково было наше удивление, когда оказалось, что тормозные шланги у немецкого купе и русского универсала взаимозаменяемы! После акта неприкрытого мародерства мы разжились столь необходимыми деталями и спрятали их до того момента, пока трубка окончательно не лопнет, ведь незадолго до чудесной находки мы ее аккуратно перемотали изолентой и «армировали» монтажными хомутами для электропроводки. Забегая вперед, скажу, что такого «ремонта» хватило до Мавритании!

Въехав в центральную часть Кордобы, мы заглохли на светофоре. «Двушка» отказалась заводиться наотрез. Под темпераментный аккомпанемент клаксонов местных тореро мы вручную «эвакуировали» машину к обочине и принялись искать причины «жигулевских» капризов. Когда же увидели рыжий топливный фильтр, все сразу стало ясно. Видимо от долгого стояния без дела в огороде, бак проржавел изнутри, и ржавчина забила весь фильтрующий элемент…

Тормозной шланг от Opel Calibra отлично подошел на ВАЗ‑2102

На улицах здесь растут апельсиновые деревья, усыпанные аппетитными оранжевыми померанцами… Устоять невозможно! Стас ловко подпрыгнул и сорвал заветный плод, затем долго пытался его почистить, а когда перешел к дегустации… Такой театр мимики и жеста не часто удается лицезреть. На следующее утро мы видели, как дворники собирают нападавшие за ночь фрукты лопатами, словно снег, и увозят в кузове грузовиков…

Город Тарифа – был уже на расстоянии вытянутой руки, и мы до него «срезали» местными дорожками, включая проселочные. Движение «огородами» позволяет делать неожиданные открытия. Одним из таких стал старый андалузский город Ронда, раскинувшийся по двум берегам ущелья реки. Глубина пропасти достигает ста метров, и дома кажутся игрушечными на фоне буйства рельефа. Два берега горного плато соединяет арочный каменный мост конца XVIII века, очень живописно вписанный в ландшафт и поражающий своим величием и высотой. Его архитектор Хосе Мартин де Альдеуэла разбился насмерть, проверяя качество выполненных работ… Какое-то время в нижней части моста находилась тюрьма.

Портовый город Тарифа встретил нас теплой атмосферой и приятным волнением перед следующей частью этого путешествия, ради которого в общем-то мы и пересекли всю Европу. Нас ждала Африка.

Продолжение следует

Источник: automobili.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.